В древнерусском языке была стройная и устойчивая система распределения ударности слогов. Вследствие некоторых фонетических изменений и по причине заимствований логичность и целостность закономерностей ударения была утрачена. Какова была гармония ударений в древнерусском, и куда же эта гармония подевалась в современном русском языке? Используем диахронический подход для объяснения произошедших изменений. Обратимся к концепции В. М. Иллич-Свитыча и В. А. Дыбо по работам А. А. Зализняка.
В популярных статьях на грамматические темы часто можно прочитать о неких исключениях в русском языке. На самом деле абсолютно все якобы исключения объясняются более древними правилами, которые регулярно функционировали в языке и не были исключениями. Правила языка не придумываются кем-то, но являются закономерностями, по которым живёт и развивается язык наподобие, как любой биологический организм. Правила создают гармоничную языковую систему, в которой всё логично слажено точно так же, как закономерности работы нервной или кровеносной систем и других внутренних органов обеспечивают развитие и жизнь организма. Если вы читаете в статье что-то вроде «русский язык изобилует исключениями», то важно понимать, что автору было лень думать и разбираться в тонкостях истории развития русского языка как целостного организма.
Диахрония
Диахрони́я (от греч. διά — через, сквозь и χρόνος — время) — историческое развитие системы языковой как предмет лингвистического исследования; исследование языка во времени, в процессе его развития на временной оси. Объектом исследования диахронической лингвистики являются языковые изменения и установление причин и времени их появления. Во 2‑й половине 20 в. диахронический подход, в отличие от собственно исторического, связанного с периодизацией истории языка и описанием элементов его частных подсистем, направляется на изучение диахронических преобразований в системе языка и на определение их роли в перестройке языковой системы. Принадлежащий Ф. де Соссюру тезис об абсолютном противопоставлении двух принципов — синхронного и диахронного, отвергался большинством языковедов. Подвергались сомнению и критике положения о возможности адекватной характеристики синхронной системы языка без обращения к её истории, а также о примате синхронного анализа перед диахронным (И. А. Бодуэн де Куртенэ, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон и другие). Лишь диахронический подход помогает понять, как сложилась имеющаяся языковая система. Поэтому, хотя синхронное рассмотрение языка и предшествует диахроническому, ибо это последнее всегда связано с сопоставлением по крайней мере двух последовательных стадий (синхронных срезов) в системе языка, оба подхода дополняют и обогащают друг друга. Диахронические объяснения понимаются как способствующие познанию особенностей функционирования языка во времени, в т. ч. и в синхронии, а потому — как важная часть теории языка вообще.
— Лингвистический энциклопедический словарь —
Диахронический подход к изучению языка подразумевает, что вы понимаете, по каким правилам на каждом более древнем временном отрезке развивался язык, по каким общим для языка закономерностям одни языковые факты сменялись другими. При диахроническом подходе невозможно говорить ни о каких исключениях, просто потому что их нет. В языке всегда всё закономерно, даже если мы пока по каким-то причинам не можем выявить, осознать, увидеть какие-то закономерности. Такой же слаженной, гармоничной была некогда система русского ударения. На современном этапе развития языка русское ударение кажется нелогичным, хаотичным, бессистемным, с кучей исключений. Но на самом деле происходит постепенная замена одной системы ударений на другую, какие-то древние ударения сохраняются в языке, а какие-то заменяются уже новыми принципами акцентуации.
Было бы правильно и правдиво говорить не об исключениях в языке, а о преемственности древних правил, сохранности некоторых древних языковых фактов, которые ранее составляли целостную систему. Слово «исключение» несёт в себе негативную коннотацию бессистемности, хаотичности и сложности, создаётся ложное впечатление, что русский язык какой-то нелогичный, непоследовательный. Если в преподавательской практике избавиться от «исключений» в русском языке, но объяснять кажущиеся странными языковые факты изнутри исторических языковых закономерностей, то это позволит развить логику мышления, понимание языковых закономерностей, социально-родовую и языковую преемственность между поколениями, у которых язык всегда немного отличается, что расширит культурный кругозор и даст возможность обращаться к богатству древности. Именно такой диахронический подход в своих лекциях использовал академик Андрей Анатольевич Зализняк. На основе его работ предлагаем разобраться в том, какова была гармония ударений в древнерусском языке, и куда же эта гармония подевалась в современном русском языке?
Что такое ударение, как оно связано с артикуляцией, музыкальностью языка, физикой звука — вопросы непростые. Лингвисты-акустики до сих пор установили лишь то, что ударение включает три фактора: интенсивность или громкость, высота тона или характеристики тембра, долгота звука. В разных комбинациях, в разных случаях перечисленные три фактора выражают русское ударение. Но примечательно, не зная ничего про артикуляционный аппарат, фонетическую систему, законы фонологии, характеристики ударного слога, — не зная решительно ничего, каждый носитель русского языка прекрасно слышит ударение и всегда может сказать, на какой слог падает ударение.
Далее речь пойдёт о месте ударения в русском слове. Как известно, русское ударение подвижно, оно перемещается: водА, вОды, водОй, вОдный. Чтобы объяснить русскую систему постановки ударения, необходимо различать термины «слово» и «словоформа». Слово — единица лексической системы, которая объединяет все свои словоформы, например, слово вода объединяет 14 словоформ: 7 падежных форм единственного числа и 7 падежных форм множественного числа.
Почему ударение падает именно на нужный слог? Почему крепостнИчество, а не крЕпостничество, крепОстничество? Говорят, что носители русского языка знают, где стоит ударение просто потому, что запомнили слово в таком виде уже с ударением. Обратимся к цифрам и проверим эту версию.
Невозможно помнить все словоформы языка. Но носитель русского языка в 99% случаев знает правильное ударение. Откуда? Вероятно, в сознании носителей русского языка имеется некая схема, система правил ударения, музыкальности, ритма русской речи.
Если взять обратный словарь русского языка, который объединяет 4 толковых словаря и содержит 127 000 словарных форм, то сколько у нас получится словоформ с уникальным ударением? Порядка 3 000 000, без включения омонимии. Верно ли, что каждый носитель русского языка помнит наизусть все 3 000 000 правильных ударения для каждой словоформы? Очевидно, что не помнит никто. Откуда же русскоговорящие знают, где ставить ударение? Очевидно, что в нашей голове есть некая логика, система закономерностей постановки ударения. Точно так, как в нашей голове есть модели образования слов, мы легко можем выдумать новое слово по моделям словообразования русского языка, значит должна быть некая аналогичная система расстановки ударения.
Например, возьмём глагол сообщать, от него уже есть слова сообщение, сообщник, сообщитель, но можно выдумать новые слова с русскими суффиксами и приставками по моделям словообразования в русском языке. Сообщалка — программа, компьютерный код, устройство для передачи разного рода сообщений: текстовых и визуальных, видео- и аудиосообщений. Образовано слово сообщалка по модели как слово скакалка — устройство для совершения скачков, или как суффиксальный способ у слова копилка — устройство для накопления денег. Слово сообщалка выдумано по строгим правилам русского словообразования: приставка СО- и корень -ОБЩ- сохраняют свои значения, суффикс -К- правильно присоединён к русскому корню, суффикс несёт свои исконные значения, тем самым создаётся новая русская лексема с новым значением.
Наряду с сообщалкой в русский язык уже вошли слова, некогда придуманные выдающимися литераторами: Н.М.Карамзиным, Ф.М.Достоевским, В.Хлебниковым, И.Северяниным.
А есть ли в нашей голове интуитивно ощущаемая система русских правил постановки ударения? Такая же бессознательно воспринимаемая система ударений, как имеется система русского словообразования. Очевидно, есть. Мы же знаем, куда ставить ударение, хотя все 3 000 000 (миллиона) русских словоформ не помним. Если любой носитель русского языка встречает новое слово в книге или журнале, то в большинстве случаев легко может поставить ударение, хотя до этого он никогда не слышал и не употреблял это слово:
Это знает каждый русский! Куда падает ударение даже в незнакомом слове!
Откуда русские люди знают правильное ударение? Каковы эти правила русского ударения? Давайте перебирать все возможные гипотезы.
ГИПОТЕЗА №1 Может русское ударение всегда падает на конкретный слог по счету от начала или от конца? Такое в языках мира часто встречается. Как во французском и татарском языках, ударение всегда падает на последний слог, в латышском и венгерском всегда на первый слог, в польском почти всегда на предпоследний слог. Но очевидно, что в русском языке таких ограничений для ударения нет.
ГИПОТЕЗА №2 Может быть русский язык сохранил древние тоновые признаки слога? Есть в мире языки, в которых место ударения зависит от того, каковы фонемы в слоге или их различительные признаки. Например, долгота гласных в древнегреческом языке играет роль в том, куда будет падать ударение. В латинском языке ударение тоже зависит от долготы гласных и количества согласных. Но в русском языке было утрачено в праславянский период различия по долготе, кроме того имеются слова одинакового фонемного состава, отличающиеся только ударением: зАмок, замОк; вОлос и без волОс.
ГИПОТЕЗА №3 Может быть, если уж каким-то образом в слове зафиксировано ударение, то оно в слове таким и остаётся при склонении или спряжении? И это неверно, русское ударение ведь подвижно: звездА и звЁзды, водА и вОды, землЯ и на зЕмлю.
ГИПОТЕЗА №4 Может быть есть морфемы, которые всегда несут на себе ударение? Всегда ударные суффиксы? Да, в русском языке есть такие суффиксы: -АТ-ЫЙ (горбатый, конопатый, женатый, бородатый), -АСТ-ЫЙ и др. Но для гораздо большего количества морфем это правило не выполняется, большинство морфем не обязательно ударные. Ударные морфемы составляют меньшинство из всех морфем русского языка. Например, суффикс -ОВ может быть ударным и безударным, и никакой системы в этом вроде бы не наблюдается: снеговОй, мАковый, белкОвый, лАсковый, лаврОвый.
Однако система правил постановки ударения в голове носителя русского языка все же есть. Какова же эта система правил? Простого решения на поверхности мы не находим. Значит эти закономерности, правила формировались в более древних диахронических пластах, в истории языка. Наука акцентология нашла эту систему правил. Путь решения очень непростой. Не все частные мелкие нюансы прояснены. Но основные контуры главных принципов русского ударения найдены. Почему систему правил акцентуации нужно искать в древнерусском языке, а не в современном состоянии русского языка? Система ударений в древнерусском языке была прозрачной, ясной, очевидной, подчинялась простым правилам без исключений. В современном русском это совсем не так. Причина разрушения гармонии русского ударения состоит в основном в заимствованиях и определённых фонетических процессах (падение редуцированных, утрата открытости слога, удвоение согласных, полногласие, палатализации и многое другое).
Какой была система акцентуации, то есть закономерностей постановки ударений, в древнерусском языке — это известно из древнерусских письменных памятников и из сравнительно-исторической реконструкции праславянского языка, реконструкции его дивергенции на множество славянских языков, результатов сравнения славянских языков между собой и поиска фонетических соответствий, а также из исследований праиндоевропейского языка. Изученные древнейшие процессы сформировали монолитную, чистую, гармоничную, понятную систему ударений в древнерусском языке.
Древнейший русский памятник, который даёт нам явные доказательства существования чистой и ясной системы ударений, — это Чудово Евангелие 14 века.
Первым начал продуктивные исследования древнерусской акцентуации Кристиан Станг, работы были продолжены в Москве знаменитыми В. М. Иллич-Свитычем и В. А. Дыбо. В полном объёме исследование охватывает дистанцию развития системы постановки ударений от праиндоевропейского языка до современного состояния любого из славянских языков. Но мы вычленим из этого исследования только дистанцию от 11–14 веков развития древнерусского до современного русского языка. Итак, в полной концепции дано развитие акцентуации в течение нескольких тысячелетий. Мы берём всего лишь последнее одно тысячелетие и только для восточнославянской зоны. Для других славянских языков система акцентуации пошла немного иными путями.
Подробнее: Поиск единого языка (о дивергенции и сравнительном языкознании)
Чтобы говорить о древнерусском ударении, нужно кое-что вспомнить из древнерусской фонетики. А именно, Ь (ерь) и Ъ (ер) были кратчайшими, то есть редуцированными, гласными, а не знаками мягкости и твёрдости. Гласные Ь и Ъ произносились и писались, как и все прочие гласные, как О, А, И, У и т.п. Гласных было не 6, а 11.
Таблица гласных древнерусского языка.
Также в древнерусском языке работал закон открытого слога. При падении редуцированных в сильной позиции Ъ дал О, а Ь дал Е, а в слабой позиции редуцирование пали, исчезали, тем самым закон открытого слога разрушился.
Слог всегда оканчивается на гласный звук, все слоги открытые.
Фонетическое правило слабости и силы редуцированного гласного:
- Конечный редуцированный гласный всегда слабый, затем справа налево идёт сильный, затем слабый, затем сильный и т.д.
- Неконечный редуцированный гласный сильный, если в следующем слоге стоит слабый редуцированный.
Рассуждение:
① Съ ка зъ ка — им.п., ед.ч.
Конечный слог здесь не редуцированный, а обычный А, он сильный, значит следующий в слоге редуцированный в слабой позиции, он выпадает в современном русском языке. Получаем, что слабые редуцированные пали: сказка.
② Съ ка зъ къ — род.п., мн.ч.
Конечный слог с редуцированным звуком, а конечный редуцированный всегда слабый, значит следующий слог ЗЪ в сильной позиции, значит Ъ проясняется в О. Получаем: сказок. Отсюда при падении редуцированных получились чередования с выпадающими (беглыми) гласными. Подробнее: Куда сбежали гласные?
Примеры результата падения редуцированных гласных звуков.
Основополагающую роль для русского ударения играет не количество слогов, а привязка ударения к морфеме. В древнерусском языке каждой морфеме свойственна некоторая постоянная акцентная характеристика. То есть каждая морфема обладает своим тембром. (Подробнее: Русское ударение). Этот тембр до сих пор играет важнейшую роль в современном русском ударении, что сохраняет удивительную музыкальность русского языка. Но, к сожалению, древняя система ударений сменяется некой новой, которая ещё окончательно не сформировалась.
Число морфем значительно меньше, чем число словоформ. Если уникальных словоформ без омонимии в русском языке насчитывается порядка 3 миллионов, такой объём запомнить невозможно, то морфем всего несколько сотен. Из морфем строятся все слова, а потому на слух морфемы постоянно повторяются. Поэтому при многократном повторении в разговорах тембр, музыкальность морфем легко запоминается ещё с детства носителями русского языка.
Подробнее: Таблицы морфем (кроме корневых)
Две главные акцентные характеристики у морфем — это сильный/долгий тембр и слабый/покороче тембр. Сильный обозначается плюсом +, слабый обозначается минусом — . У сильного тембра есть два подкласса: + стрелка вниз (самоударность) и + стрелка вправо (правоударность). Итого, получаем три группы: стрелка вниз, стрелка вправо и минус. Каждая морфема древнерусского языке имеет один из этих трёх знаков тембра, то есть свою постоянную акцентную характеристику.
Таблица с примерами морфем по их постоянным, неизменным акцентным характеристикам.
Основное правило, формула, схема, как в древнерусском формировалось ударение и создавался особый, плавный музыкальный ритм русского языка:
- В словоформе ударение привязано к самой левой плюсовой морфеме.
- Привязанность означает: Если это самоударная морфема, то ударение падает на неё, если это правоударная морфема, то ударение падает на одну морфему правее от неё, если в словоформе нет плюсовых морфем, то ударение падает на первый слог.
- Если ударение по основному правилу оказывается на слабом редуцированном, то оно сдвигается на слог влево. А если слева слога нет, то сдвигается вправо от редуцированного.
Примеры, как чётко, без каких бы то ни было исключений, работает правило в древнерусском языке.
Клитики
В древнерусском языке сложилась и система клитик: проклитик и энклитик. (Подробнее: Клитики. Что это за зверь?) Она во многом сохраняется и в современном русском языке, но имеются и изменения:
Что случилось в современном русском языке с этой древней стройной системой ударений? Почему произошло то печальное разложение гармоничной системы ударений, которое мы наблюдаем сегодня? 75% древнерусских ударений сохранились. Однако 25% изменились, что довольно много, поскольку даёт совсем другой эффект, запутывает систему, не даёт возможности вывести столь же гармоничные единые правила. И разрушение древней системы продолжается.
Так как акцентная система в настоящее время меняется, то в русском языке наблюдаются три состояния: старое ударение, промежуточный переход, когда оба ударения используются в равной степени, и полностью доминирующее новое ударение. ПрИбыл — прибЫл; нАзвал — назвАл (старое ударение исчезло); прОжил — прожИл (используются оба варианта); нАчал — начАл*; нЕ был — не бЫл* (не используется, доминирует старое ударение), нЕ передал — не передАл; пЕредал — передАл; сЪрвалъ — сорвАл; прОдал — продАл.
Какие новые правила уже сформировались в современном русском языке, которых в древнерусском не было?
① Древнерусское ударение в родительном падеже един. числе было таким: от слОна, от кИта, от жУка, от дрОзда, от чЕрвя. По аналогии кот-кота, где у корневой морфемы правоударная маркировка, сформировалось современное правило, что в родительном падеже существительных в един. числе, означающих животных, птиц, рыб, насекомых, ударение падает на окончание. В древности же ударение в перечисленных словах формировалось по правилам маркировки морфем, а не по аналогии. Но со временем аналогия начинает играть всё большую роль в русском языке.
② В современном русском языке появились доминантные суффиксы, то есть имеющие на себе ударение всегда, независимо ни от чего. В древнерусской системе никакая морфема не могла иметь на себе ударение всегда в любом случае, не зависимо ни от чего, — такое было невозможно. В древности морфемы как бы играли в борьбу за ударение, самоударные были наиболее сильными, правоударные тоже сильные, но отдавали ударение на слог вправо, на место ударения влияли минусовые морфемы и наличие редуцированных в слабой позиции. Сегодня к этим древним правилам примешиваются многочисленные аналогии, огромное количество заимствований со своими ударениями, а также появление класса доминантных суффиксов. Поэтому современное русское ударение настолько кажется хаотичным и бессистемным, хотя это впечатление не совсем верно.
Доминантные суффиксы появились только в современном русском языке, ранее, ещё в 19 веке никакая морфема не могла быть доминантной.
И с т о ч н и к и:
- Грот Я. К. О некоторых законах русского ударения. СПб., 1858-1860, Типография Императорской Академии наук.
- Иллич-Свитыч В. М. Именная акцентуация в балтийском и славянском. Судьба акцентуационных парадигм, М., 1963.
- Кацнельсон С. Д. Сравнительная акцентология германских языков, М.-Л., 1966.
- Дыбо В. А. Славянская акцентология, М., 1981.
Как из гармоничной системы получается хаотичная?