Международная таблица фонем / Фонетический алфавит

Чем звук речи отличается от бессмысленных звуков? Какие бывают классификации звуков речи? Чем отличается универсальная классификация от фонетической системы конкретного языка? В универсальной классификации могут быть представлены либо все теоретически возможные звуки (такова классификация Л.В. Щербы), либо вся совокупность звукотипов, которые обнаружены в различных языках мира и хотя бы в одном из языков входят в смыслоразличительную оппозицию (такова классификация в Международной фонетической таблице — International Phonetic Alfabet (IPА).

Что такое «речь»?
Структура речевого акта, связь с мышлением

В современной лингвистике происходит смена структурного подхода системно-функциональным, основной задачей которого является изучение использования языка человеком в процессе общения (с собой, миром, Богом и т.д.). В функциональной лингвистике язык понимается как особый природный, естественный механизм, который используется для связывания двух внеязыковых сущностей: коммуникативного намерения говорящего и звукового сигнала. Условно — это модель «смысл → звучание», где «→» и есть язык.

Фонема — это абстрактная единица языка, а звук — её конкретная реализация в речи. Как осуществляется переход от абстрактных языковых единиц (фонем) к конкретным звукам, рассказали в статье Артикуляционный аппарат. Фонемы, минимальные единицы речи, не обладают значением, то есть не являются знаками (в отличие от слов и морфем), а лишь составляют знаковые единицы языка. Фонемы условно дискретны, то есть отделены друг от друга по ряду признаков: глухость/звонкость, твердость/мягкость, место и способ образования согласного и т.д. Основная функция фонем заключается в различении значимых единиц, т.е. морфем и слов.

Существует Международная таблица фонем, где, подобно таблице химических элементов, в соответствии с признаками элементов-фонем, они распределены каждая в своей ячейке. В любом национальном языке используется небольшой набор таких элементов-фонем (в среднем 25-50), то есть нет языка, где бы использовалась вся международная таблица фонем, что формирует из всего имеющегося в природе набора фонем отдельные частные синхронные фонетические системы каждого национального языка, как например Фонетическая система современного русского языка. Хотя набор элементов фонетической системы отдельного языка не включает всю таблицу, всё равно с его помощью можно строить и различать практически бесконечное количество разных знаков — морфем и слов. 

Система транскрипции должна быть своего рода метаязыком фонетики, чтобы использоваться для любого языка мира. Попыткой создания такого метаязыка фонетики явилась разработка универсальных унифицированных систем транскрипции на базе латинского алфавита, первой из которых была транскрипция Международной фонетической ассоциации (МФА) — International Phonetic Alfabet (IPА), принятая в 1925 г. На базе этой транскрипции была создана транскрипционная система Л.В. Щербы (1936). Система IPA впоследствии неоднократно пересматривалась и уточнялась в процессе её практического употребления. Результат последнего её пересмотра — транскрипция 2005 г.

Фонетические описания делят на:

  • • универсальные (как международная таблица фонем) и частные (на базе конкретных языков),
  • • а также на синхронные (состояние фонетической системы в определённый момент времени) и диахронические (исследующие историю фонетических изменений, таких явлений, как падение редуцированных, полногласие, изменение согласных и пр.).

Фонетическая система современного русского языка — это частное синхронное описание звуков русского языка в настойщий период, без учета более древних состояний.

Звуковая сторона речи чрезвычайно сложна: субстанциональная фонетика включает артикуляционный (изучает речевой аппарат), перцептивный (изучает слуховое восприятие), акустический (изучает физику звука) разделы; следующий уровень собственно языковой — фонология, которая изучает функции звуковых средств языка (звук, звукотип, фонема, ударный слог, синтагма и др.) в связи с формированием значащих языковых единиц, то есть как из фонем формируются морфемы, далее из морфем — слова (лексемы).

Звуковые (или фонетические) средства языка подразделяются на: • фонетические единицы, • фонетические признаки (свойства), • фонетические правила. Фонетические единицы делятся на сегментные и суперсегментные (или просодические).

В высказывании, или тексте, можно выделить три масштабных уровня — 1) семантический (смысловой), 2) грамматический (чтобы смысл был правильно сформирован и понят каждым) и 3) фонетический. Семантический уровень связан с духовной сферой человека, а фонетический — с физиологией, телом, моторно-слуховыми способностями и физикой звука. Фонетика — это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону речи.

Речь — это конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую или письменную форму. Обычно под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые высказывания, произведения, фиксируемые памятью или письмом). Противопоставление язык/речь ввёл в лингвистику швейцарский учёный Фердинанд де Соссюр. Хотя язык проявляется в речи, он может существовать и вне её — так, человек, утративший дар речи, продолжает владеть языком. В широком смысле в понятие «речь» включается и внутренняя речь, то есть мышление при помощи языка. Дело в том, что язык — не только средство передачи мысли, но и средство её формирования, средство самоосмысления, саморефлексии. В сознании человека всегда существует два способа мышления: при помощи наглядно-чувственных образов (невербальное мышление, оно сильно развито у художников); при помощи языка (вербальное мышление), когда мысль существует в виде внутренней речи и формируется при помощи слов. Речь состоит из речевых актов, каждый из которых включает в себя формирование сообщения (смысла, куда входят понятия «локутив», «иллокутив», «перлокутив»), говорение (с помощью упорядоченного потока звуков/фонем или письма), слуховое восприятие и понимание сообщения.

Функции фонетического компонента языка состоят в

  • • звуковом кодировании текста при синтезе (говорении) и
  • • декодировании его при анализе (восприятии).

Этапы речевого акта: формирование правильного, тактичного сообщения «Её муж тоже так считает» (кодирование), говорение, слуховое восприятие, понимание смысла сообщения (декодирование). Говорящий не использует императив, повелительное наклонение, но иллокутивный акт содержит запрет на ухаживание.

Добрый технический совет
Чтобы удобно играть в игры, понимать правила игр и видеть все детали, необходимо разрешение экрана не меньше 768 пикселей. Перейдите на планшет, ноутбук или компьютер для игры :)

Чтобы создать многоуровневую мобильную версию игры.
Литература

Н. С. Трубецкой, Основы фонологии.

Л. Р. Зиндер, Общая фонетика.

М. В. Панов, Русская фонетика.

Ю. С. Маслов, Ведение в языкознание.

А. А. Леонтьев, Язык, речь, речевая деятельность.

Заметили ошибку? Пожалуйста, сообщите в редакцию через форму связи на странице Связь.

Вам понравилась статья?

Заметили ошибку? Пожалуйста, сообщите в редакцию через форму связи на странице Связь.

Пожертвование на ведение уставной деятельности
Выберите способ оплаты:

Другие способы оплаты
logo_3
logo_1
logo_2
logo_4
Вам понравилась статья?
Да! Нет
Спасибо за ваш интерес к слову!
Редакторы, оформители, художники, верстальщики, программисты трудятся для Вас! Поблагодарите их удобным для Вас способом:
1) внесите лепту либо 2) поделитесь ссылкой
Не понравилось?
Нам так жаль! Ведь мы стараемся для Вас! Как нам заслужить Вашу благодарность? Отметьте
1-2 варианта.
Вы бы хотели нам помочь улучшить платформу?
Что вас не устроило?

Милый друг, точно уверен что хочешь меня покинуть?

Оплата доступа к статьям, играм, книгам, аудио

Милый друг, точно уверен что хочешь меня покинуть?

смыслы суффиксов
Морфемы Значения морфем Примеры
-ик-( ) сущ., обозначает лиц по роду деятельности, предметы и маленькие предметы, науки и искусства, ягоды сотник, кадровик, сатирик, историк, избранник, грузовик, черновик, ключик, носик, методика, русистика
-ишк-о сущ., обозн. пренебрежительность голосишко, письмишко
-ищ-е сущ., обозначает увеличение человечище, ветрище
-ин-а сущ., обознач. вид мяса; результат или объект действия; единичные предметы; признаки; мощь буженина, впадина, равнина, бусина, ширина, голосина, молодчина
-ёнок сущ., означает малыша, детёныша телёнок, ягнёнок
-иш-ий прилаг., обозначает отношение к времени и месту здешний, вчерашний, домашний
-ств-о сущ., обозначает свойства, социальные группы, действия одиночество, упорство, авторство, славянство, бегство, дежурство
-ов-ой
-ов-ый
прилаг., обозначает свойственный кому-либо, чему-либо бытовой, пуховый, берёзовый, ходовой
-овит-ый прилаг., обознач. качество, имеющееся в большом количестве ледовитый, басовитый, ядовитый, домовитый
-ость сущ., обознач. качества, состояния близость, скорость, гордость, нежность
-б-а сущ., обозначает процессы и действия женитьба, стрельба, ходьба, дружба, гульба
-об-а сущ., обозначает отвлечённые состояния злоба, худоба, жалоба
-в-( ) сущ., обозначает процессы и предметы по характеру их действия напев (петь), прилив, отлив (лить), стеклодув (дуть)
-тиj-е,
-тиj-о
сущ., обозначает процессы и предметы по характеру их действия, и длительное действие, синонимичен суффиксу -(е)-ниj-е бытие, развитие, открытие, питие, шитьё, мытьё
-(е)-ниj-е сущ., обозн. длительное действие, синонимичен английскому -ing пение – singing,
совещание – briefing,
рисование – sketching
ой! ты ошибся!

МАХОТКА

маленький (махонький) горшочек для хранения снеди, часто сметаны или творога, по форме нечто среднее между круглым, толстым горшком и вытянутой крынкой, с очень широким горлом.

mahotka-1

КРЫНКА

горшок для хранения молока и других густых жидкостей, по форме внизу сужающийся, на треть высоты немного выпуклый, половину высоты занимает вытянутое и очень широкое горлышко.

mahotka-2

ГОРШОК

сосуд толстый, круглый, выпуклый, с плоским дном, без вытянутого горлышка, очень широкий, используется для каши, тушеных овощей, жаркого и даже супа.

mahotka-3
Подсказка для тебя

шпаргалка!
Попробуй вспомнить правило, пользуясь алгоритмом!

1. Определи часть речи. Что означает твоё слово: предмет, событие/действие, качество (признак)? Невозможно понять, как пишется слово, не зная его смысл, то есть его часть речи. Тебе поможет статья «Части речи».

2. Может быть, твоё загадочное слово — наречие, образованное от прилагательного «весёлый»? Наречие отвечает на вопрос «как?», а прилагательное — на вопрос «какой?». Попробуй образовать наречие от слова «весёлый» (от основы прилагательного) с помощью суффикса -О.
Подсказка: окончание прилагательного -ЫЙ в основу не входит.

3. Может быть, твоё неизвестное слово — глагол (обозначающий действие), тогда нужно определить, какой это глагол. Давай разберём, из каких частей (морфем) состоит глагол: 3а. возможно, твой глагол включает корень существительного «вес» (в килограммах) + глагольный суффикс второго спряжения -И- + суффикс прошедшего времени -Л-: вес+и+л+о (ведь мясо и бельё среднего рода, значит окончание -О); 3б. возможно, твоё слово — это глагол первого спряжения «висеть» в форме прошедшего времени (у глагола прошедшего времени суффикс -Л-), среднего рода, единственного числа (то есть с окончанием -О-), тогда ответ ты только что понял, только поменяй инфинитив «висеть» на форму прошедшего времени, среднего рода.
Подсказка: суффикс инфинитива -ТЬ в основу не входит.
Тебе поможет статья «Глаголом жечь сердца людей».

4. Итак, у тебя есть слова:
весело (наречие, образованное от прилагательного ВЕСЁЛЫЙ),
весило (глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода, образованный от инфинитива глагола ВЕСИТЬ, а этот глагол включает корень существительного ВЕС — в килограммах, граммах, тоннах и пр.),
висело (глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода, образованный от инфинитива глагола ВИСЕТЬ).

Видишь, как от одной буквы полностью меняется смысл!