Концепт «дружба» / Русская и советская языковая картина мира
[Будьте внимательны: статья на согласовании у научного руководителя]...
Сравнивая русскую языковую картину миру с советской, мы увидим, что советская языковая картина мира формируется по американскому типу и противостоит русской картине мира. Концепты, смысловые зёрна, семантические поля советской и американской картины мира на удивление совпадают, тогда как исконная русская самобытность ярко от них отличается. На примере словообразовательного гнезда «друг» в русском языке, «friend» в английском языке, «товарищ» в советском и русском языках, с привлечением жаргонизма «фоловер» и англозаимствования «партнер» раскрывается понятие «языковая картина мира», демонстрируется, как английские заимствования меняют русскую языковую картину мира в области не семейных отношений между людьми.

Для написания статьи «Концепт «дружба»» использовались следующие научные труды:

А. П. Бабушкин, «Возможные миры» в семантическом пространстве языка.

А. П. Бабушкин, Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка.

Н. Д. Арутюнова, Язык и мир человека.

А. Вежбицкая, Язык. Культура. Познание.

А. Вежбицкая, Понимание культур через посредство ключевых слов.

А. Вежбицкая, Семантические универсалии и базисные концепты.

В. И. Шаховский, Лингвистическая теория эмоций.

В. В. Иванов, Славянские языковые моделирующие семиотические системы.

В. Г. Костомаров, Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа.

Л. П. Крысин, Лексическое заимствование и калькирование в русском языке последних десятилетий.

Е. В. Маринова, Иноязычные слова в русской речи конца ХХ – начала ХХI века.

Е. В. Маринова, Проблема этимологической интерпретации слов-гибридов.

Е. В. Маринова, Словообразовательная деривация на базе новых иноязычных слов.

Если вы хотите скачать работу для публикации в СМИ или использования в научных целях, то напишите в редакцию на странице Связь.

Объем статьи: [в доработке] знаков
Примерное время для вдумчивого аналитического чтения,
пересмотра точек зрения, сравнения с научной литературой: [в доработке].

Выберите срок доступа к статье
890 руб.
1340 руб.
1620 руб.

Заметили ошибку? Пожалуйста, сообщите в редакцию через форму связи на странице Связь.

*ВАК — Высшая аттестационная комиссия Российской академии наук. Статьи, опубликованные в журналах из списка ВАК, составляют 3% от объёма материалов Платформы, они доступны за отдельную плату.

Это интересно
Выбор читателей на основе «Опросника»
Пожертвование на уставную деятельность
Разовая помощь
Ежемесячная помощь

Другие способы оплаты
Вам понравилась статья?
Да! Нет
Спасибо за ваш интерес к слову!
Редакторы, оформители, художники, верстальщики, программисты трудятся для Вас! Поблагодарите их удобным для Вас способом:
1) внесите лепту либо 2) поделитесь ссылкой
Разовая помощь
Ежемесячная помощь
Не понравилось?
Нам так жаль! Ведь мы стараемся для Вас! Как нам заслужить Вашу благодарность? Отметьте
1-2 варианта.
Вы бы хотели нам помочь улучшить платформу?
Что вас не устроило?

Милый друг, точно уверен что хочешь меня покинуть?

Оплата доступа к статьям, играм, книгам, аудио

Милый друг, точно уверен что хочешь меня покинуть?

смыслы суффиксов
Морфемы Значения морфем Примеры
-ик-( ) сущ., обозначает лиц по роду деятельности, предметы и маленькие предметы, науки и искусства, ягоды сотник, кадровик, сатирик, историк, избранник, грузовик, черновик, ключик, носик, методика, русистика
-ишк-о сущ., обозн. пренебрежительность голосишко, письмишко
-ищ-е сущ., обозначает увеличение человечище, ветрище
-ин-а сущ., обознач. вид мяса; результат или объект действия; единичные предметы; признаки; мощь буженина, впадина, равнина, бусина, ширина, голосина, молодчина
-ёнок сущ., означает малыша, детёныша телёнок, ягнёнок
-иш-ий прилаг., обозначает отношение к времени и месту здешний, вчерашний, домашний
-ств-о сущ., обозначает свойства, социальные группы, действия одиночество, упорство, авторство, славянство, бегство, дежурство
-ов-ой
-ов-ый
прилаг., обозначает свойственный кому-либо, чему-либо бытовой, пуховый, берёзовый, ходовой
-овит-ый прилаг., обознач. качество, имеющееся в большом количестве ледовитый, басовитый, ядовитый, домовитый
-ость сущ., обознач. качества, состояния близость, скорость, гордость, нежность
-б-а сущ., обозначает процессы и действия женитьба, стрельба, ходьба, дружба, гульба
-об-а сущ., обозначает отвлечённые состояния злоба, худоба, жалоба
-в-( ) сущ., обозначает процессы и предметы по характеру их действия напев (петь), прилив, отлив (лить), стеклодув (дуть)
-тиj-е,
-тиj-о
сущ., обозначает процессы и предметы по характеру их действия, и длительное действие, синонимичен суффиксу -(е)-ниj-е бытие, развитие, открытие, питие, шитьё, мытьё
-(е)-ниj-е сущ., обозн. длительное действие, синонимичен английскому -ing пение – singing,
совещание – briefing,
рисование – sketching
ой! ты ошибся!

МАХОТКА

маленький (махонький) горшочек для хранения снеди, часто сметаны или творога, по форме нечто среднее между круглым, толстым горшком и вытянутой крынкой, с очень широким горлом.

mahotka-1

КРЫНКА

горшок для хранения молока и других густых жидкостей, по форме внизу сужающийся, на треть высоты немного выпуклый, половину высоты занимает вытянутое и очень широкое горлышко.

mahotka-2

ГОРШОК

сосуд толстый, круглый, выпуклый, с плоским дном, без вытянутого горлышка, очень широкий, используется для каши, тушеных овощей, жаркого и даже супа.

mahotka-3
Подсказка для тебя

шпаргалка!
Попробуй вспомнить правило, пользуясь алгоритмом!

1. Определи часть речи. Что означает твоё слово: предмет, событие/действие, качество (признак)? Невозможно понять, как пишется слово, не зная его смысл, то есть его часть речи. Тебе поможет статья «Части речи».

2. Может быть, твоё загадочное слово — наречие, образованное от прилагательного «весёлый»? Наречие отвечает на вопрос «как?», а прилагательное — на вопрос «какой?». Попробуй образовать наречие от слова «весёлый» (от основы прилагательного) с помощью суффикса -О.
Подсказка: окончание прилагательного -ЫЙ в основу не входит.

3. Может быть, твоё неизвестное слово — глагол (обозначающий действие), тогда нужно определить, какой это глагол. Давай разберём, из каких частей (морфем) состоит глагол: 3а. возможно, твой глагол включает корень существительного «вес» (в килограммах) + глагольный суффикс второго спряжения -И- + суффикс прошедшего времени -Л-: вес+и+л+о (ведь мясо и бельё среднего рода, значит окончание -О); 3б. возможно, твоё слово — это глагол первого спряжения «висеть» в форме прошедшего времени (у глагола прошедшего времени суффикс -Л-), среднего рода, единственного числа (то есть с окончанием -О-), тогда ответ ты только что понял, только поменяй инфинитив «висеть» на форму прошедшего времени, среднего рода.
Подсказка: суффикс инфинитива -ТЬ в основу не входит.
Тебе поможет статья «Глаголом жечь сердца людей».

4. Итак, у тебя есть слова:
весело (наречие, образованное от прилагательного ВЕСЁЛЫЙ),
весило (глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода, образованный от инфинитива глагола ВЕСИТЬ, а этот глагол включает корень существительного ВЕС — в килограммах, граммах, тоннах и пр.),
висело (глагол прошедшего времени, единственного числа, среднего рода, образованный от инфинитива глагола ВИСЕТЬ).

Видишь, как от одной буквы полностью меняется смысл!

И ЭТО ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ! ТЫ МОЛОДЕЦ!
П О З Д Р А В Л Я Ю !